ПБХВ – это документ, который содержит подробную информацию о химических веществах или смесях, рекомендации по правильному обращению с ними. Паспорт химического вещества является важным инструментом для обеспечения безопасности при совершении логистических операций. В России разработка и использование паспорта безопасности химической продукции стали обязательными с 2021-го года.
На что оформляется?
ПБХВ выдается на вещества и смеси, которые могут представлять опасность для здоровья человека и окружающей среды. В частности, для элементы, которые могут вызвать токсическое, раздражающее или коррозийное воздействие.
Паспорт необходим для перевозки веществ, их таможенного контроля, поставок и экспорта, участия в тендерах, хранения на складах и получения разрешительной документации.
Законодательные требования
Основным нормативным актом, регулирующим оформление паспорта безопасности химической продукции, является ГОСТ 30333-2007. Он устанавливает требования к содержанию и структуре документа. Также важными являются следующие документы:
-
Р 50.1.102-2014 – рекомендации по оформлению технической документации;
-
Международные стандарты SDS (Safety Data Sheet) ЕС – для международной версии паспорта безопасности.
На основе этих нормативных актов все вещества и смеси должны оцениваться по шкале безопасности на протяжении всего их жизненного цикла с учетом возможных рисков.
Содержание документа
Паспорт безопасности должен включать следующие основные разделы:
-
Титульный лист с информацией о производителе, зарегистрированными реквизитами и официальными подписями;
-
Характеристики вещества, данные о химической формуле, CAS-номере, физических свойствах;
-
Подробное описание опасности изделия, его токсичности, реактивности и потенциального воздействия на среду;
-
Инструкции по безопасному использованию, транспортировке;
-
Указания по личной защите и действиям в случае аварийной ситуации;
-
Сроки переоформления.
Этапы получения
Процесс выдачи паспорта можно разделить на несколько этапов:
-
Подготовка информации о химическом веществе, технических условий и ГОСТов, на основе которых производится продукт;
-
Составление документа с учетом всех законодательных требований и международных стандартов;
-
Регистрация паспорта в соответствующих органах.
Пакет документов
Для разработки необходимо предоставить следующие документы:
-
Наименование и описание товара;
-
Информация о химвеществе, в том числе его CAS-номер;
-
Данные о производителе или импортере вещества;
-
Ранее утвержденные и действующие паспорта безопасности, если таковые имеются;
-
Техдокументацию.
Штрафы за отсутствие паспорта
Отсутствие паспорта безопасности химвещества может привести к серьезным последствиям. В соответствии с законодательством, штрафы за отсутствие этого документа могут варьироваться в зависимости от обстоятельств и способны достигать 200 тысяч рублей. Продукцию могут изъять, а деятельность компании заморозить.
Полезная информация
Срока действия паспорт составляет 3 года или 5 лет – все зависит от типа вещества, на которое он выдается. При изменении состава вещества, изменении адреса производителя или импортера, получении новой информации, которая может повлиять на безопасность использования продукции, ПБ тоже переоформляется.
Сроки получения зависят от сложности разработки документа и объема информации. Обычно процесс занимает от пары дней до одного месяца.
Главное – соблюдать нормы закона и обращаться в специализированные сертификационные центры с проверенной репутацией и большим опытом.