Контроль качества и безопасности продукции в рамках Евразийского экономического союза имеет многоуровневый характер, целью которого является обеспечение соответствия характеристик товара требованиям всех государств, входящих в состав этого объединения — Российской Федерации, Казахстана, Кыргызстана, Армении и Беларуси. В этой связи действуют несколько аспектов осуществления контрольно-надзорной деятельности в этой сфере. Так, вопросы технической безопасности эксплуатации продуктов регулируются действующими техническими регламентами. А для обеспечения соблюдения санитарных и эпидемиологических норм, действующих на территории союза, предназначена процедура государственной регистрации продукции.
Процедура выдачи свидетельства
Государственной организацией, на которую возложена обязанность по осуществлению соответствующих мероприятий, выбрана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). В свою очередь, нормативную основу его деятельности составляет Единый перечень продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому контролю в пределах Таможенного союза, который был утвержден Решением Комиссии Таможенного Союза ЕврАзЭС № 299 от 28.05.2010 года.
Категории заявителей
Для того, чтобы получить необходимое свидетельство, заявитель должен обратиться в государственный орган с пакетом документов, подтверждающих санитарную безопасность анализируемой продукции. При этом состав такого пакета зависит от категории заявителя, которая, в свою очередь, определяется в зависимости от места производства товара:
- в случае, если товар производится на территории Таможенного союза, обратиться с заявлением о проведении процедуры госрегистрации имеет право только его производитель;
- в случае, если место производства товара дислоцируется за пределами ТС, таким правом наделяется не только производитель, но и дистрибьютор продукции.
В общей сложности список необходимых документов составляет более 10 различных видов протоколов, деклараций и справок, которые должны четко соответствовать многочисленным требованиям Роспотребнадзора о порядке предоставления данной услуги, которые разъясняются в том числе в Письме № 01/9848-0-32 О практике применения документов Таможенного союза. Нарушения в оформлении или составе предоставленного списка могут повлечь за собой возвращение пакета на доработку, что, в свою очередь, приведет к дополнительным тратам времени и финансовых средств. В этой связи оптимальным вариантом может стать обращение в организацию, которая имеет значительный опыт сбора и подачи документов для государственной регистрации и способна обеспечить получение требуемого свидетельства в короткие сроки.
Размер пошлины и сроки выдачи свидетельства
Содержательной основой процедуры госрегистрации продукции является проведение анализа документов на соответствие их актуальным требованиям законодательства, действующего на территории Евразийского экономического союза. При этом характер и сложность этой процедуры не претерпевают существенных отличий в зависимости от категории товара, представленного на регистрацию. Именно поэтому величина государственной пошлины, уплачиваемой за оказание такой услуги, устанавливается единой для всех типов продукции и составляет 5 тысяч рублей. Госпошлина за внесение изменений в уже выданный документ составляет 350 рублей.
Процедура первичной выдачи СГР в соответствии с действующим законодательством должна занимать не более 7 календарных дней. При этом, однако, внесение изменений в уже оформленное свидетельство требует указания соответствующей информации в различных реестрах и базах данных, где хранятся сведения о регистрируемом продукте. Именно поэтому в таком случае срок предоставления услуги может быть увеличен вплоть до 15 дней.