Требования о необходимости проведения анализа риска содержатся:
— в Положении о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 675, а также в приказе МЧС России и Госгортехнадзора России от 04.04.95 № 222/59 «О порядке разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации»;
— в Правилах безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных Госгортехнадзором России в 1992 г.
— в Положении о декларации безопасности промышленного объекта, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 675, «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации»;
— в Правилах безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных Госгортехнадзором России в 1992 г.
— в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 N116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N30, ст. 3588);
— в Федеральном законе «О газоснабжении в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 12 марта 1999 г.);
— в РД 03-315-99. Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней. Утверждено Постановлением Госгортехнадзора России от 07.09.99 N 66. Зарегистрировано Минюстом РФ 07.10.99, регистрационный N 1926 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 25.10.99 N 43).
О вероятности аварий на традиционных АЗС
На территории АЗС наиболее часто повторяемыми пожароопасными операциями являются: прием топлива от АЦ, хранение топлива (подземный резервуар), заправка транспортных средств. Параметры аварийных ситуаций определяли в соответствии с НПБ 107-97. Значения частот аварийных ситуаций получены из ГОСТ 12.1.004-91, на основании статистических и расчетно-аналитических данных.
Все пожароопасные аварийные ситуации разделены на три основных типа по стадиям технологического процесса.
Прием бензина в подземный резервуар от АЦ.
Сценарий 1. Разгерметизация резервуара АЦ. Причина – износ при эксплуатации. Самыми распространенными местами разгерметизации стенок емкостей являются сварные соединения АЦ. Для АЦ это чаще всего места соединения патрубка слива топлива и стенок резервуара АЦ. Частота события 1,3×10-3 год-1 (значение взято из ГОСТ 12.1.004-91 для гидравлического резервуара).
Сценарий 2. Перелив топлива при заполнении подземного резервуара. Причина – ошибка оператора. Частота события – 6×10-4 год-1 (Методическое обоснование и анализ риска процессов доставки, хранения и переработки и распределения нефтепродуктов, СЖУГ и СЖПГ на технологических объектах в районе г. Приморска, 1993г.).
Сценарий 3. Разгерметизация паровоздушного пространства технологической системы. Частота разгерметизации равна частоте разгерметизации трубопровода 7×10-5 год-1 (Анализ и управление риском: теория и практика, 2000г.).
Хранение бензина в резервуаре.
Сценарий 4. Разгерметизация подземного одностенного резервуара. Частота события 1,3×10-3 год-1 (значение взято из ГОСТ 12.1.004-91 для гидравлического резервуара). При подземном расположении резервуара при разгерметизации возможно попадание топлива в почву и грунтовые воды, а через них в подвальные помещения близко расположенных зданий. В дальнейшем не учитывается.
Выдача бензина при заправке транспортных средств.
Сценарий 5. Переполнение или разгерметизация топливного бака при заправке транспортного средства. Частота этого события – вероятность ошибки оператора 6×10-4год-1 (Методическое обоснование и анализ риска процессов доставки, хранения и переработки и распределения нефтепродуктов, СЖУГ и СЖПГ на технологических объектах в районе г. Приморска, 1993г.).
Сценарий 6. Разгерметизация гибкого шланга крана-пистолета. Основные причины: износ шланга при эксплуатации (6×10-4 год-1 из ГОСТ 12.1.004-91 для гибкого шланга) и отрыв шланга при отъезде автомобиля при оставленном в баке автомобиля кране-пистолете – ошибка человека (6×10-4 год-1 из Методических обоснований и анализа риска процессов доставки, хранения и переработки и распределения нефтепродуктов, СЖУГ и СЖПГ на технологических объектах в районе г. Приморска, 1993г.). Суммарная частота – 1,2×10-3год-1.
Возможные события при утечке топлива: пожар пролива, пожар-вспышка, сгорание облака с развитием избыточного давления, без горения.
Для подземного резервуара и АЦ возможность реализации аварии с образованием огненного шара не рассматривается из-за малой вероятности, хотя теоретически такое развитие аварии возможно. Случаи факельного горения также не рассматривались , так как скорости истечения горючего при разгерметизации невелики для существования стабилизированного факела.
Пожар-вспышка или сгорание облака с развитием избыточного давления возможны только при наличии паровоздушного облака. Облако может образовываться в результате испарения с площади разлития жидкой фазы горючего и в результате выброса паров топлива при разгерметизации оборудования во время приема топлива от АЦ. При испарении из пролива облако образуется только при определенных климатических условиях (скорость ветра менее 1м/с – «безветрие»). Частота «безветрия» определяется по метеорологическим наблюдениям, так для Ленинградской области она составляет 0,27 год-1. Источник зажигания должен появиться после образования облака достаточно большого размера, принято, что время задержки зажигания должно быть больше 15 м и менее 1 часа (частота этого – 0,2 год-1 из Аварии со сжиженными газами – анализ статистики, 1990г.). Вероятность аварии без воспламенения горючего оценивалась по времени задержки зажигания для облаков СУГ как доля случаев, в которых зажигание произошло более чем через 1 час (Аварии со сжиженными газами – анализ статистики, 1990г.). Вероятность случайного появления источника зажигания – 1 год-1 (двигатели внутреннего сгорания, соударение движущихся механических предметов – двери автомобилей и т.д.). Вероятность того, что после воспламенения произойдет взрыв, составляет 0,6, а вспышка – 0,4 (Методическое обоснование и анализ риска процессов доставки, хранения и переработки и распределения нефтепродуктов, СЖУГ и СЖПГ на технологических объектах в районе г. Приморска, 1993г.).
Вероятность реализации аварий.
Сценарий аварии | Ветвь аварии | Вероятность реализации ветви |
Утечка ЛВЖ | Горение пролива | 0,9 |
Пожар-вспышка | 0,021 | |
Сгорание облака с развитием избыточного давления | 0,029 | |
Без горения | 0,05 | |
Выброс паров ЛВЖ | Пожар-вспышка | 0,11 |
Сгорание облака с развитием избыточного давления | 0,16 | |
Без горения | 0,73 |
Вероятности сценариев аварий.
Сценарий аварии | Вероятность сценария аварии | Вероятность реализации ветви | Вероятность аварийной ситуации | Описание |
1 | 1,3×10-3 | 0,9 | 1,17×10-3 | Горение пролива |
1,3×10-3 | 0,021 | 2,73×10-5 | Пожар-вспышка | |
1,3×10-3 | 0,029 | 3,77×10-5 | ВУВ | |
1,3×10-3 | 0,05 | 6,5×10-5 | Без горения | |
2 | 6×10-4 | 0,9 | 5,4×10-4 | Горение пролива |
6×10-4 | 0,021 | 1,26×10-5 | Пожар-вспышка | |
6×10-4 | 0,029 | 1,74×10-5 | ВУВ | |
6×10-4 | 0,05 | 3×10-5 | Без горения | |
3 | 7×10-5 | 0,11 | 7,7×10-6 | Пожар-вспышка |
7×10-5 | 0,16 | 1,12×10-5 | ВУВ | |
7×10-5 | 0,73 | 5,11×10-5 | Без горения | |
4 | 6×10-4 | 0,9 | 5,4×10-4 | Горение пролива |
6×10-4 | 0,021 | 1,26×10-5 | Пожар-вспышка | |
6×10-4 | 0,029 | 1,74×10-5 | ВУВ | |
6×10-4 | 0,05 | 3×10-5 | Без горения | |
5 | 1,2×10-3 | 0,9 | 1,08×10-3 | Горение пролива |
1,2×10-3 | 0,021 | 2,52×10-5 | Пожар-вспышка | |
1,2×10-3 | 0,029 | 3,48×10-5 | ВУВ | |
1,2×10-3 | 0,05 | 6×10-5 | Без горения |