Во время транспортирования опасных веществ по железной дороге могут возникнуть аварийные ситуации, которые должны быть ликвидированы в максимально короткие сроки. Поэтому для их предупреждения разработаны четкие правила, а для их устранения разработаны специальные методы, помогающие эффективно и быстро нормализовать работу железной дороги после аварии.
Сначала разберем, что такое аварийная ситуация. Это определенные условия, которые отличаются от нормальных и не являются предусмотренными для этого вида железнодорожной доставки. К подобному роду условиям относятся: вероятное возгорание, протечка, просыпка перевозимого вещества, возможный выход из строя тары, которая используется для этой железнодорожной перевозки. Всё перечисленное может вызвать пожар, взрыв, причинить существенный вред здоровью людей или привести к их гибели, а также оказать негативное воздействие на окружающую природу.
В специально разработанных документах и нормативно-правовых актах излагаются все необходимые меры по обеспечению безопасности и последовательность ликвидации случившихся аварий с присутствием опасных веществ, при их транспортировке по железной дороге. Документы по правилам безопасности должны быть согласованы и одобрены в соответствующих министерствах Российской Федерации, которые отвечают за гражданскую оборону и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а также за пути сообщения.
Правила безопасности – это главный документ, которым должны руководствоваться специалисты и руководители организаций, осуществляющих транспортирование подобного рода опасных веществ по железной дороге. Это основной документ для транспортной компании, поставщика опасного груза и для его заказчика, а также для обслуживающих компаний и организаций, которые занимаются устранением негативных последствий от случившейся аварии.
Процесс ликвидации последствий от подобных аварий состоит из целого комплекса организационно-технических мероприятий, направленных в первую очередь на защиту человека, животных, природы, а также на восстановление железнодорожного сообщения в месте катастрофы. Следует сказать, что в данном процессе принимают участие все стороны: отправитель и получатель опасного груза.