Анализ и оценка риска вероятной аварии

Требования о необходимости проведения анализа риска содержатся:

— в Положении о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 675, а также в приказе МЧС России и Госгортехнадзора России от 04.04.95 № 222/59 «О порядке разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации»;

— в Правилах безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных Госгортехнадзором России в 1992 г.

— в Положении о декларации безопасности промышленного объекта, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 675, «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации»;

— в Правилах безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных Госгортехнадзором России в 1992 г.

— в Федеральном законе «О промышленной  безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 N116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N30, ст. 3588);

— в Федеральном законе «О газоснабжении в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 12 марта 1999 г.);

— в РД 03-315-99. Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне  сведений,  содержащихся  в  ней. Утверждено  Постановлением  Госгортехнадзора  России от 07.09.99 N 66. Зарегистрировано  Минюстом  РФ  07.10.99,   регистрационный   N   1926 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 25.10.99 N 43).

О вероятности аварий на традиционных АЗС

Авария на АЗС

Фото аварии на АЗС

На территории АЗС наиболее часто повторяемыми пожароопасными операциями являются: прием топлива от АЦ, хранение топлива (подземный резервуар), заправка транспортных средств. Параметры аварийных ситуаций определяли в соответствии с НПБ 107-97. Значения частот аварийных ситуаций получены из ГОСТ 12.1.004-91, на основании статистических и расчетно-аналитических данных.

Все пожароопасные аварийные ситуации разделены на три основных типа по стадиям технологического процесса.

Прием бензина в подземный резервуар от АЦ.

Сценарий 1. Разгерметизация резервуара АЦ. Причина – износ при эксплуатации. Самыми распространенными местами  разгерметизации стенок емкостей являются сварные соединения  АЦ. Для АЦ это чаще всего места соединения патрубка слива топлива и стенок резервуара АЦ. Частота события 1,3×10-3 год-1 (значение взято из ГОСТ 12.1.004-91 для гидравлического резервуара).

Сценарий 2. Перелив топлива при заполнении подземного резервуара. Причина – ошибка оператора. Частота события – 6×10-4 год-1 (Методическое обоснование и анализ риска процессов доставки, хранения и переработки и распределения нефтепродуктов, СЖУГ и СЖПГ на технологических объектах в районе г. Приморска, 1993г.).

Сценарий 3. Разгерметизация паровоздушного пространства технологической системы. Частота разгерметизации равна частоте разгерметизации трубопровода 7×10-5 год-1 (Анализ и управление риском: теория и практика, 2000г.).

Хранение бензина в резервуаре.

Сценарий 4. Разгерметизация подземного одностенного резервуара. Частота события 1,3×10-3 год-1 (значение взято из ГОСТ 12.1.004-91 для гидравлического резервуара). При подземном расположении резервуара при разгерметизации возможно попадание топлива в почву и грунтовые воды, а через них в подвальные помещения близко расположенных зданий. В дальнейшем не учитывается.

Выдача бензина при заправке транспортных средств.

Сценарий 5. Переполнение или разгерметизация топливного бака при заправке транспортного средства. Частота этого события – вероятность ошибки оператора 6×10-4год-1 (Методическое обоснование и анализ риска процессов доставки, хранения и переработки и распределения нефтепродуктов, СЖУГ и СЖПГ на технологических объектах в районе г. Приморска, 1993г.).

Сценарий 6. Разгерметизация гибкого шланга крана-пистолета. Основные причины: износ шланга при эксплуатации (6×10-4 год-1 из ГОСТ 12.1.004-91 для гибкого шланга) и отрыв шланга при отъезде автомобиля при оставленном в баке автомобиля кране-пистолете – ошибка человека (6×10-4 год-1 из Методических обоснований и анализа риска процессов доставки, хранения и переработки и распределения нефтепродуктов, СЖУГ и СЖПГ на технологических объектах в районе г. Приморска, 1993г.). Суммарная частота – 1,2×10-3год-1.

Возможные события при утечке топлива: пожар пролива, пожар-вспышка, сгорание облака с развитием избыточного давления, без горения.

Для подземного резервуара и АЦ возможность реализации аварии с образованием  огненного шара не рассматривается из-за малой вероятности, хотя теоретически такое развитие аварии возможно. Случаи факельного горения также не рассматривались , так как скорости истечения горючего при разгерметизации невелики для существования стабилизированного факела.

Пожар-вспышка или сгорание облака с развитием избыточного давления возможны только при наличии паровоздушного облака. Облако может образовываться в результате испарения с площади разлития  жидкой фазы горючего и в результате выброса паров топлива при разгерметизации оборудования во время приема топлива от АЦ. При испарении из пролива облако образуется только при определенных климатических условиях (скорость ветра менее 1м/с – «безветрие»). Частота «безветрия» определяется по метеорологическим наблюдениям, так для Ленинградской области она составляет 0,27 год-1. Источник зажигания должен появиться после образования облака достаточно большого размера, принято, что время задержки зажигания должно быть больше 15 м и менее 1 часа (частота этого – 0,2 год-1 из Аварии со сжиженными газами – анализ статистики, 1990г.). Вероятность аварии без воспламенения горючего оценивалась по времени задержки зажигания для облаков СУГ как доля случаев, в которых зажигание произошло более чем через 1 час (Аварии со сжиженными газами – анализ статистики, 1990г.). Вероятность случайного появления источника зажигания – 1 год-1 (двигатели внутреннего сгорания, соударение движущихся механических предметов – двери автомобилей и т.д.). Вероятность того, что после воспламенения произойдет взрыв, составляет 0,6, а вспышка – 0,4 (Методическое обоснование и анализ риска процессов доставки, хранения и переработки и распределения нефтепродуктов, СЖУГ и СЖПГ на технологических объектах в районе г. Приморска, 1993г.).

Вероятность реализации аварий.

Сценарий аварииВетвь аварииВероятность реализации ветви
Утечка ЛВЖГорение пролива0,9
Пожар-вспышка0,021
Сгорание облака с развитием избыточного давления0,029
Без горения0,05
Выброс паров ЛВЖПожар-вспышка0,11
Сгорание облака с развитием избыточного давления0,16
Без горения0,73

Вероятности сценариев аварий.

Сценарий аварииВероятность сценария аварииВероятность реализации ветвиВероятность аварийной ситуацииОписание
11,3×10-30,91,17×10-3Горение пролива
1,3×10-30,0212,73×10-5Пожар-вспышка
1,3×10-30,0293,77×10-5ВУВ
1,3×10-30,056,5×10-5Без горения
26×10-40,95,4×10-4Горение пролива
6×10-40,0211,26×10-5Пожар-вспышка
6×10-40,0291,74×10-5ВУВ
6×10-40,053×10-5Без горения
37×10-50,117,7×10-6Пожар-вспышка
7×10-50,161,12×10-5ВУВ
7×10-50,735,11×10-5Без горения
46×10-40,95,4×10-4Горение пролива
6×10-40,0211,26×10-5Пожар-вспышка
6×10-40,0291,74×10-5ВУВ
6×10-40,053×10-5Без горения
51,2×10-30,91,08×10-3Горение пролива
1,2×10-30,0212,52×10-5Пожар-вспышка
1,2×10-30,0293,48×10-5ВУВ
1,2×10-30,056×10-5Без горения

 

Поделитесь статьёй с друзьями:Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on VK