Мы уже несколько раз публиковали статьи о безопасных методах работы на высоте, о выборе страховочного оборудования и способах страхования.
К проблемным объектам на некоторых производственных предприятиях можно отнести вагоны и полувагоны, при условии выполнения работы на них, трансформаторы и разъединители у энергетических компаний, а также в сельском хозяйстве и в сфере ЖКХ существует проблема страхования при работе сверху на кузовах машин при погрузочно-разгрузочных работах.
Сразу нужно отметить, что на сегодняшний день ни у одного производителя средств индивидуальной защиты от падения с высоты нет готового решения, удовлетворяющего требования Приказа Министерства Труда №155н от 06.05.2015 года, для страхования при выполнении работ в перечисленных ситуациях, как у российских, так и у иностранных.
Это связано с рядом причин. Первое – анкерное устройство должно быть сертифицировано и протестировано производителем на соответствие всем статическим и динамическим нагрузкам. А это означает, что оно должно быть надёжно закреплено. Некоторые готовые решения требуют закрепления анкерных устройств непосредственно к несущему корпусу путём наваривания или сверления отверстий для фиксации. Данный способ возможен исключительно в том случае, если есть возможность получить разрешение от производителя стационарной конструкции и провести проектные и испытательные работы на выдерживание нагрузки. Зачастую, это невозможно.
Как застраховаться при работе на вагонах?
Если полностью соответствовать требованиям Правил, то при работе на вагонах или полувагонах следует использовать блокирующее устройство, закреплённое над головой к стационарной конструкции или анкерной линии. Но очень часто бывает так, что работа на вагоне происходит вне помещения и рядом с железнодорожными путями нет каких-либо строений и конструкций, которые можно использовать для размещения анкерного устройства. В этом случае многие производители СИЗ от падения с высоты рекомендуют смонтировать Г-образные металлоконструкции, на концах которых разместить блокирующее устройства. Но данный вариант достаточно дорогостоящий и не каждое предприятие может себе это позволить. Если исходить в первую очередь из безопасности работ, то существует вариант, когда работник использует два блокирующих устройства, закреплённых на углах вагона. Перемещаясь по вагону, эти устройства будут работать в паре. Большим минусом в таком способе страхования будет являться то, что закрепление будет находиться на уровне ног, то есть с фактором падения 2 и что данный способ не соответствует Правилам 155н.
Как застраховаться при работе на трансформаторах и разъединителях?
Как правило, трансформаторы находятся на обособленной территории и расположены по несколько штук в группе. В связи с этим существует масс трудностей при выполнении работ по их обслуживанию согласно правилам работы на высоте. Как и с вагонами, это связано с отсутствием анкерных точек и невозможностью их установить на несущую конструкцию (корпус) трансформатора. По этой причине в некоторых компаниях применяют либо автовышки, либо строят подмости рядом с трансформатором. Но, зачастую, выполняемая работа занимает совсем немного времени, а сборка и разборка лесов рядом с трансформатором может занять гораздо больше времени, чем сама работа. По этой причине некоторые энергетические компании отказываются от этого способа страхования, но порой другого варианта обеспечения безопасной работы на трансформаторе нет.
Для обеспечения безопасной работы на вагонах, на трансформаторах и на кузовах грузовых автомобилей, в первую очередь, нужно использовать качественные и сертифицированные СИЗ. Обязательно нужно обращать внимание на предложенные решения с точки зрения безопасности человека, а уж потом на стоимость этих устройств и их долговечность.
Информативная статья. Кое-какие моменты взяла себе на заметку. Сталкивалась с ситуацией когда нужно обеспечить безопасность именно при работах на вагоне. Нам было рекомендовано смонтировать Г-образную металлоконструкцию. Действительно — дорогое удовольствие. «…данный вариант достаточно дорогостоящий и не каждое предприятие может себе это позволить» — а вот тот этот факт ни кого из проверяющих и контролирующих инстанций как раз и не волнует, увы
Как сотрудник отдела охраны труда, могу смело заявить, что трансформаторы и вагоны, особенно полувагоны, это большая проблема для любого предприятия с точки зрения соответствия правилам работы на высоте. Трудности заключаются в том, что вагоны и трансформаторы изготавливались ещё в советское время и не соответствуют современным требованиям. А переделать и доделать их нельзя. Получается замкнутый круг и предприятие вынуждено тратить много денег на оснащение рабочих мест анкерными точками.
На мой взгляд, предприятие скорее сэкономит, нежели купит что-то дорогое для безопасности людей. А проверку при желании всегда можно обойти.