Разработка ПЛАСа обязательна для организаций, эксплуатирующих взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты, вне зависимости от их организационно-правовых форм, а также форм собственности; производственные объекты, на которых возможны аварии, сопровождающиеся залповыми выбросами взрывопожароопасных и токсичных веществ, взрывами аппаратуры, взрывами в производственных помещениях и наружных установках, результатом которых могут быть: поражение людей, разрушение зданий, сооружений, технологического оборудования, негативному воздействию на окружающую среду.
Подробнее о ПЛАС – скачать файл.zip
Типовая инструкция о порядке проведения учебных тревог по ПЛАС – скачать файл.zip
Типовая инструкция о порядке проведения учебно-тренировочных занятий по ПЛАС – скачать файл.zip
План проведения учебной тревоги по проверке ПЛАС – скачать файл.zip
График проведения учебных тревог на ОПО – скачать файл.zip
Внедрение ПЛАС на предприятии.
- ПЛАС и изменения к нему (в объеме, необходимом для качественного выполнения своих обязанностей) должны быть изучены персоналом предприятия, участвующим в ликвидации аварии, и соответствующими спецслужбами.
- Допуск к работе лиц, которые в установленном порядке не прошли обучение, инструктаж и проверку знаний ПЛАС запрещается.
- Персонал всех подразделений, участвующих в ликвидации аварии, должен проходить регулярное обучение и практическую подготовку с целью поддержания постоянной готовности на случай аварии.
- В течение года по возможным аварийным ситуациям, предусмотренным ПЛАС, должны проводиться учебно-тренировочные занятия и учебные тревоги. График проведения учебно-тренировочных занятий и учебных тревог утверждается директором предприятия и согласовывается с территориальным управлением Госгорпромнадзора.
- Учебные тревоги проводятся под руководством ответственного руководителя с участием всех подразделений, участие которых предусмотрено оперативной частью ПЛАС.
- При неудовлетворительных результатах учебной тревоги, она должна быть проведена повторно в течение 10 дней, после детального изучения допущенных ошибок.
- При проведении тренировок необходимо практиковать участие независимых наблюдателей, поскольку это обеспечивает объективную оценку недостатков или ошибок ПЛАС.
- Следует также проводить тренировки в экстремальных условиях (например, во время грозы, ночью, в холодную погоду и т.п.).
- Персонал сторонних организаций и лица, посещающие предприятие (объект), должны быть проинструктированы о своих действиях в случае возникновения аварии.
- Следует поддерживать постоянную готовность оборудования и средств информации, которые могут понадобиться для получения необходимых данных в случае аварии.
Оценка риска разгерметизации линейной части магистральных трубопроводов.
Статистические данные по аварийности на магистральных нефтепроводах из ежегодных отчетов о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:
В СТО РД Газпром 39-1.10-084-2003 рекомендуется среднее значение интенсивности аварий для магистральных газопроводов принимать равным 0,21-0,23 на 1000 км×год-1.
В статье «Анализ риска магистральных нефтепроводов при обосновании проектных решений, компенсирующих отступления от действующих требований безопасности» М.В. Лисанов и др. отмечается, что среднестатистическая интенсивность аварий на 1000 км трассы для магистральных нефтепроводов за последние 5 лет составляет 0,27 аварий в год. Кроме того, предлагается уменьшить в 10 раз ожидаемую частоту аварий на проектируемых трубопроводах по сравнению со среднестатистической на действующих трубопроводах.
Согласно «CONCAWE: Perforwance of European cross-country oil pipelines (report № 10/09)» среднестатистическая интенсивность аварий на 1000 км трассы для магистральных нефтепроводов за последние 5 лет составляет 0,242 аварий в год.
Частота повреждений европейских трубопроводов в зависимости от причины и размера повреждений (1970-2007 гг.), 1/(1000 км×год)
Среднестатистическая относительная доля аварий, вызванных данной причиной, на магистральных трубопроводах, fij(m), %
Итоговая частота разгерметизации на каждом участке трубопровода для заданного размера повреждения рассчитывается по формуле:
6
Fj(m) = λсрΣfij(m),
i=1
где Fj(m) – частота разгерметизации для j-го размера повреждений на участке mтрубопровода, λср – среднее значение интенсивности аварий для магистральных трубопроводов, fij– относительная доля аварий для j-го размера повреждений по i-ой причине на участке m трубопровода, i – количество причин разрушения, j – количество размеров повреждений.
Оценка влияния различных факторов на частоту разгерметизации трубопроводов.
Внешнее воздействие. Частота разгерметизации по причине внешнего воздействия зависит как от диаметра трубопровода, так и от толщины его стенки. Для учета этих факторов вводятся следующие коэффициенты.
kтс = exp[-0,275(δ-6)] (δ – толщина стенки трубы, мм) – поправочный коэффициент влияния, связанный с толщиной стенки трубопровода.
kзт — поправочный коэффициент для трубопроводов, заглубленных на глубину более 1 м составляет 0,73, а для трубопроводов, заглубленных на глубину от 0,8 до 1 м – 0,93. При заглублении на глубину менее 0,8 м поправочный коэффициент к базовому показателю равен 1.
kннб – на участках переходов, выполненных методом наклонно-направленного бурения, из-за большой глубины перехода полностью исключено внешнее воздействие, т.е. коэффициент равен 0, вне этих участков – 1.
kпер – на участках переходов через автодороги, железные дороги и инженерные коммуникации принимать равный 2. Если предусмотрены защитные футляры (кожухи) из стальных труб с герметизацией межтрубного пространства принимать равный 1.
Относительная доля аварий f1j для j-го размера повреждений по причине внешнего воздействия рассчитывается по формуле:
f1j = fσ1j× kтс×kзт×kннб×kпер, где fσ1j – базовая относительная доля аварий по причине внешнего воздействия согласно таблицы-матрицы.
Строительный брак и дефекты материалов. Для трубопроводов построенных в соответствии с требованиями нормативных документов kбд принимается равным 1. Меньшее значение допускается принимать на основе экспертной оценки при использовании современных материалов, средств контроля при строительстве и последующей эксплуатации трубопроводов.
Относительная доля аварий f2j для j-го размера повреждений по причине строительного брака и дефектов материалов рассчитывается по формуле:
f2j = fσ2j×kбд, где fσ2j – базовая относительная доля аварий по причине строительного брака и дефектов материалов согласно таблицы-матрицы.
Коррозия. Поправочный коэффициент для трубопроводов kктс, учитывающий влияние толщины стенки на частоту повреждений по причине коррозии, принимается равным 2 при толщине стенки менее 5 мм, 1 при толщине стенки в интервале от 5 до 10 мм, 0,03 при толщине стенки более 10 мм.
Поправочный коэффициент kкпз, учитывающий влияние применяемой системы защиты (тип и качество изоляционного покрытия, электрохимическая защита, внутритрубная диагностика и т.п.) на частоту повреждений по причине коррозии принимается равным 1 для трубопроводов, построенных в соответствии с требованиями нормативных документов. Меньшее значение допускается принимать на основе экспертной оценки.
Относительная доля аварий f3j для j-го размера повреждений по причине коррозии рассчитывается по формуле:
f3j = fσ3j× kктс×kкпз, где fσ3j – базовая относительная доля аварий по причине коррозии согласно таблицы-матрицы.
Движение грунта, вызванное природными явлениями. Вклад геоопасностей в частоту аварий рассчитывается на основе анализа вероятности опасного смещения грунта по трассе магистральных трубопроводов и учитывается следующими коэффициентами.
kдгд = exp[-0,0156(D-274)] (D – диаметр трубопровода, мм) — поправочный коэффициент влияния, зависящий от диаметра трубопровода.
kпер –учитывает прохождение трассы трубопровода через водные преграды и заболоченные участки, принимается равным 5 для водных преград, 2 для заболоченных участков, 1 при отсутствии переходов или при переходах, выполненных методом наклонно-направленного бурения.
Относительная доля аварий f4j для j-го размера повреждений по причине движения грунта рассчитывается по формуле:
f4j = fσ4j× kдгд×kпер, где fσ4j – базовая относительная доля аварий по причине движения грунта согласно таблицы-матрицы.
Ошибки оператора. Аварии, связанные с ошибками оператора, наблюдаются чаще на трубопроводах небольшого диаметра.
kоп = exp[-0,04(D-264)] (D – диаметр трубопровода, мм) — поправочный коэффициент влияния, зависящий от диаметра трубопровода.
Относительная доля аварий f5j для j-го размера повреждений по причине ошибки оператора рассчитывается по формуле:
f5j = fσ5j× kоп, где fσ5j – базовая относительная доля аварий по причине ошибки оператора согласно таблицы-матрицы.
Прочие и неизвестные причины. Наиболее частой причиной в этой группе является удар молнии. Относительная доля аварий f6j для j-го размера повреждений принимается равной базовой согласно таблицы-матрицы.
По материалам НТЖ «ПБ» №4, 2010 г.
Статья и архивы здорово пригодились при написании контрольной работы. Все понятно. Спасибо.
Рад, что наш материал Вам помог в учебном процессе.
Заходите на наш сайт чаще. Мы публикуем интересные и полезные материалы.